В 2015 – 2016 годах в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил важность поддержки некоммерческих организаций, зарекомендовавших себя как безупречные партнеры государства, и указал на необходимость установления нового правового статуса «некоммерческая организация – исполнитель общественно полезных услуг». Для этого необходимо было разработать нормативно-правовую базу. Ее разработка началась в 2016 году, принятием ряда федеральных законов, направленных на установление указанного статуса и правовой основы для оказания таким организациям поддержки со стороны государства.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в ст.31 Федерального закона «О некоммерческих организациях», которые дают право социально ориентированным НКО получить статус исполнителя общественно полезных услуг.
В последующие годы было продолжено развитие нормативно–правовой базы, регулирующей порядок признания социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественной полезных услуг.
Указом Президента РФ от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг». были утверждены приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг – ОПУ.Некоммерческая организация — исполнитель общественно полезных услуг - это социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.
1. Деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.
2. Деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.
3. Деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде.
4. Деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, оказание помощи семье в воспитании детей.
5. Деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией, содействие трудоустройству и трудовой адаптации молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест заключения.
6. Деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Деятельность по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению.
8. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.
10. Деятельность по оказанию услуг, направленных на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Деятельность по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
12. Деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей.
13. Деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
14. Деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов.
15. Деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями.
16. Деятельность по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
17. Деятельность по оказанию услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в паллиативной помощи, включая организацию оказания паллиативной помощи и содействие ее оказанию.
18. Деятельность по оказанию услуг, направленных на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью.
19. Деятельность по оказанию услуг в области физической культуры и массового спорта.
20. Деятельность по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими и образовательными организациями, осуществляемая организацией-оператором.
21. Деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Приведенные выше направления деятельности уточняются, конкретизируются в перечне общественно полезных услуг, который определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 "Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания" и дополнен Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 N 885.Чтобы НКО могла претендовать на вхождение в реестр исполнителей общественно полезных услуг, а, соответственно, на предусмотренные для ИОПУ меры поддержки, в её уставе должно быть указано хотя бы одно из перечисленных двадцати направлений деятельности.
Их перечень достаточно объемный. Часть из них совпадает с перечнем услуг, которые оказывают государственные (муниципальные) и негосударственные поставщики социальных услуг в рамках ФЗ 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», часть выходит за рамки социальных услуг.
Решение о признании СОНКО ИОПУ принимает органы юстиции (ведет реестр и включает в него организации).
Он состоит из двух шагов:Существует порядок действий СОНКО, желающих получить статус исполнителей общественно полезных услуг.
1) подача заявления для оценки качества предоставляемых организацией общественно полезных услуг в соответствующее министерство;
2) подача заявления в включении организацию в реестр исполнителей ОПУ.
Оценка качества происходит по следующим критериям:
• 1. Соответствие ОПУ требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления).
• 2. Наличие у лиц, непосредственно оказывающих ОПУ, необходимой квалификации; достаточность количества таких лиц.
• 3. Удовлетворенность получателей ОПУ качеством их оказания (отсутствие обоснованных жалоб в течение предыдущих 2 лет).
• 4. Открытость и доступность информации о некоммерческой организации.
• 5. Отсутствие НКО в реестре недобросовестных поставщиков в течение предыдущих 2 лет.
Оценка качества оказываемых услуг проводится, как правило, министерствами, профилю которых соответствуют оказываемые услуги.
С 2019 года существует упрощенный вариант признания ИОПУ организаций, успешно реализовавших президентский грант.
Такие организации имеют право на приоритетное получение мер государственной поддержки, в порядке, установленном федеральными законодательством, а также региональными правовыми актами. В частности, предусмотрено, что финансовая и имущественная поддержка таких НКО будет предоставляться на срок не менее двух лет.Что дает организации статус ИОПУ
В настоящее время министерствам предстоит разработать собственные порядки и регламенты, в соответствии с которыми будет производиться оценка качества оказываемых услуг, а также осуществляться приоритетная поддержка СОНКО – исполнителей общественно полезных услуг.
Однако подтолкнуть министерства к активизации работы в этом направлении могут сами организации. Пока они не обращаются за соответствующим статусом, тема не выглядит актуальной. Если же СОНКО начнут со своей стороны движение в этом направлении, то министерства будут вынуждены более оперативно разрабатывать необходимую нормативную базу.
Ресурсный центр «Со-действие», работающий при поддержке правительства Хабаровского края, в рамках проекта «Содействие» в действии» обратился во все министерства края, соответствующие профилю общественно полезных услуг, с предложением помощи в разработке документов, необходимых для включения СОНКО в реестр ИОПУ. Ждем ответов.
Обращаемся к краевым СОНКО: мы готовы помочь вам провести «ревизию» своего устава и определить, какие виды деятельности соответствуют приоритетным направлениям, или какие надо внести изменения в устав, чтобы добиться этого соответствия (напомним, что без этого претендовать на статус невозможно). Кроме того, мы готовы оказать вам консультативную помощь для более детального погружения в тему, а также помощь в подготовке необходимых документов.
© Статья подготовлена и направлена для публикации на сайте экспертами АНО "Дальневосточный институт содействия общественному развитию" с целью дальнейшего взаимодействия по вопросам поддержки расширения применения статуса "организация исполнитель общественно полезных услуг" в Хабаровском крае и ДФО.
Координаты ресурсного центра можно найти на сайте АНО ДВИСОР