Чем SIB отличается от других финансовых инструментов?
Последовательностью предоставления бюджетных денег. Все существующие сегодня бюджетные схемы предполагают, что сначала выделяются средства на реализацию поставленных целей, а потом фиксируется результат. Иногда этого результата нет.Наглядный пример — предоставление субсидий и грантов НКО на реализацию проектов в социальной сфере. Сегодня объемы бюджетных средств, расходуемых на эти цели, исчисляются миллиардами рублей. Однако требуемого результата достигают далеко не все исполнители. Часто эффект ограничивается отчетом о проведенном мероприятии, построенном объекте или закупленном оборудовании в школу или в больницу. И открытым остается вопрос о том, какой эффект оказала смена оборудования на учебный процесс, как новое здание больницы позволило изменить качество оказания медицинской помощи.
SIB отличается тем, что мы предлагаем инвестору вложить свои средства в проект на начальной стадии. А государство вернет ему эти деньги, только если инвестор достигнет положительного эффекта.Например, инвестор вкладывает собственные средства в модернизацию образовательного процесса, внедрение новых информационных технологий в процесс обучения, систему переподготовки кадров. Или он внедряет совместно с органами управления образованием организационно-управленческую модель школы, повышая ее эффективность. В итоге результаты ЕГЭ в данном регионе или муниципалитете растут до определенного уровня. Это и будет социальный эффект. И только его государство купит у инвестора.
Какие преимущества дает такой подход?
Мы тратим средства бюджета только на положительный эффект. Государство в условиях ограниченных ресурсов не может увеличить объем средств, выделяемых на социальную сферу, но предполагается, что каждая копейка приведет к результату. Конечно, это абсолютная идиллия. Тем не менее желательно, чтобы большая часть бюджетных средств работала на результат. Кроме того, благодаря SIB на рынке появится много сильных игроков, они принесут новые идеи и технологии.Потому что SIB усиливает конкуренцию?
Да, и это хорошо ложится в политику Министерства финансов в части социального заказа.Идея этого законопроекта в том, что государство должно определить стоимость каждой услуги, которую оно предоставляет, и закрепить эти деньги за гражданином. А гражданин вправе выбрать, где он хочет получить эту услугу. Это ментальная перестройка жизни всего населения. И это очень болезненные процессы.
Какие трудности могут возникнуть при реализации SIB?
Если эта модель себя зарекомендует и будет в целом поддержана и востребована, нам придется преодолеть большое сопротивление многих НКО, которые сегодня уже получают, а зачастую просто «осваивают» субсидии, гранты. У них уже есть зарплаты, налажен процесс, и вдруг им говорят — мы сейчас у вас все заберем и отдадим тем, кто даст результат. Понятно, что будет определенное сопротивление. Вместе с тем мы находим всестороннюю поддержку в среде наших социальных партнеров, фондов и социальных предпринимателей, НКО, которые болеют за дела и готовы вкладывать собственные ресурсы в достижение результата. Поэтому здесь трудности возможны, но преодолимы.А со стороны государства?
Нужно преодолеть сопротивление бюрократии, поменять нормативно-правовое регулирование. Нужно, чтобы министерства перестроили свой менталитет. Потребуется более кропотливая работа с провайдерами услуг, с теми, кто реализует проекты, более глубокое погружение в процесс. Распределение ресурсов должно уступить место вдумчивой, а иногда и творческой работе, что для чиновника не привычно. Но и здесь мы оптимистичны, есть целая плеяда инициативных чиновников нового типа и на федеральном уровне, и в регионах. Ведь на них ложится ответственность и гарантии перед инвестором. Когда он действительно достигнет поставленного результата, государству нужно соблюдать свои обязательства.Потому что инвестор не вложит деньги, если не будет в этом уверен.
Да, доверие со стороны инвестора — ключевой элемент SIB. Он вообще не должен сомневаться, что государство не пересмотрит условия, если изменится политическая или экономическая ситуация. Иначе схема разрушается. Это же не благотворительность, а бизнес. Ты не только тратишь свои деньги, но и зарабатываешь.Только так мы создадим правильную конкуренцию на рынке и высокую мотивацию инвесторов.
В социальную сферу придут именно те инвесторы, которые умеют это делать. А инвесторы, которые не достигнут результата, не придут, потому что это прямой путь к потере собственных средств.
Вы сказали про преимущества SIB для государства и инвесторов. А чем такая модель привлекательна для НКО?
У НКО, которые сегодня получают субсидии и не достигают эффекта, нет никакого стимула для этих изменений. Сейчас они хорошо себя чувствуют, получают деньги, от них почти никто не требует результата. А для НКО, которые хотят попасть на рынок социальных услуг, показать свои навыки и умения, это прекрасная возможность. Сейчас они не попадают на этот рынок, потому что он, мягко говоря, занят. Теперь появляется пространство для инициативы, новых игроков, новых технологий. Их будет оценивать и оплачивать не государство, а инвесторы, заинтересованные в достижении результата. Выиграют здесь не только сами НКО, но и конечный бенефициар – получатель услуги — мы с вами. НКО получат право посоревноваться за своего клиента.
Нужны ли НКО новые навыки, чтобы работать в таких условиях?
Я считаю, что никакие дополнительные навыки им не нужны. Ведь что представляет собой этот новый финансовый инструмент? Мы просто по-другому смотрим на процедуру расходования бюджетных средств и пытаемся придумать более эффективные формы.В идеале, при добросовестности всех участников, SIB не нужны, все должно работать и так. И каждый провайдер услуг, получив средства бюджета, должен расходовать их с максимальным эффектом для населения. Да и государство так должно действовать. Но этого не происходит нигде в мире. К сожалению, это норма. Где-то не доработали, где-то не преодолели бюрократию. Именно поэтому мы предлагаем новые инструменты, которые создают условия, чтобы эти эффекты произошли.
Многое здесь зависит от результата, эффекта. А как их оценить?
Это непросто. Нельзя точно сказать, что считать эффективным расходованием бюджетных средств. Наименьшие затраты? Конечно, нет. Можно потратить много и достичь результата — это будет оправданно. Где-то, наоборот, имеет смысл сэкономить. А где-то вообще неважно, сколько вы потратили. Это очень субъективно. Например, как посчитать удовлетворенность жизнью? У каждого она своя.Но нам не уйти от необходимости расчета этого эффекта. На начальном этапе мы будем брать существующие показатели статистики или другие общепринятые измерители. Например, удовлетворение уровнем образования — субъективный показатель, давайте считать баллы ЕГЭ. В медицине можно считать долю пациентов, восстановивших трудоспособность в результате оказания высокотехнологичной помощи, — такой показатель работает в мировой практике для больных онкологическими заболеваниями. То есть происходит смена парадигмы — мы считаем не смертность от онкологии, а стремимся повысить долю полностью излечившихся, а такая статистика есть.
Внешэкономбанк создаст платформу для реализации такой технологии. Как это будет выглядеть на практике?
Да, в настоящий момент мы работаем над такой платформой или порталом. Здесь можно будет получить всю информацию о том, что такое SIB, как он работает, какие цели перед собой ставит государство, запуская новый финансовый инструмент. Через этот сайт НКО смогут подать свои предложения в высокой степени проработки и получить обратную связь. Мы предоставим форму заявки, наши требования к проекту, требования к НКО — по опыту, уровню квалифицированных, профессиональных кадров. К концу ноября запустим первую форму этой платформы.Есть ли уже проекты, которые используют SIB?
Сейчас мы запускаем два проекта. С Правительством Якутии мы заключили соглашение на Восточном экономическом форуме. Это будет проект, направленный на модернизацию образовательного процесса и системы управления в малокомплектных сельских школах Якутии.И второй SIB, который сейчас находится в стадии проработки, — геронтологические центры. Хотим делать этот проект с Правительством Москвы.
Внутри Внешэкономбанка пытаемся нащупать и другие направления для SIB. Нам интересны детский оздоровительный отдых, образовательный кредит, кампусы для системы высшего образования, речь идет о студенческих городках, построенных и управляемых на деньги частных инвесторов, которые будут обеспечивать совершенно новое качество образовательного пространства и пространства для жизни студентов и преподавателей.
SIB пришел из-за рубежа. Уверены ли вы, что это сработает в России?
Мы увидели SIB в практике Мирового банка. Потом изучили его на примере разных стран. Многие идеи нам нравятся, но мы понимаем, что не везде SIB сработали. И это нормально. Если 100 запущенных SIB дают 100-процентный эффект, значит не все в порядке. Так быть не должно.В каких-то сферах SIB покажет себя не столь эффективным, в каких-то наоборот. Есть просто неудачный подход к реализации отдельных проектов. В одном регионе Англии SIB по юстиции сработал, а в другом нет. То, что мы сделаем в Якутии, возможно, никогда не будет реализовано в Ленобласти. Важно, что в случае неудачной реализации, риски государства и бюджета нулевые.
Этому инструменту всего 10 лет. Сегодня он пилотируется и требует проверки. Поэтому на первом этапе не нужно брать крупные проекты. На небольших цифрах легче увидеть, что именно привело к результату, он же может проявиться в совокупности мер. В образовании, например, наряду с SIB внедряются новые методологии, информационные технологии.
И если SIB стал элементом, который помог достичь результата, это уже будет хорошо.
По материалам Агентства Социальной Информации.